Тигра (tigris_traum) wrote,
Тигра
tigris_traum

Витебск

Ну что, наверное пришло время рассказать про осенюю поездку в Белоруссию, пока я еще не все забыла :) Традиционно - пишу для себя, поэтому ничего репрезентативного в отчетах нет. Часть первая - Витебск.

Самое чудесное в планировании этого путешествия заключалось в том, что мы почти ничего не планировали. Более-менее определились со списком городов только накануне отъезда, я составила список гостиниц и распечатала памятки с достопримечательностями. Чиффа загрузил в навигатор в телефоне карты Белоруссии. Было решено, что первым пунктом станет Витебск, как самый близкий город. Там мы все-таки забронировали гостиницу на один день (тоже накануне отъезда), чтобы было куда приезжать. И рано утром в понедельник выдвинулись в дорогу. Всю первую часть дороги я плохо помню, потому что почти все время спала (то ли нервы, то ли умудрилась что-то не то съесть, но мне было очень плохо). Да еще в Москве и на трассе шел дождь, было вообще очень безрадостно. Однако ближе к границе вдруг распогодилось, выглянуло солнышко, и мир стал гораздо уютнее.
Очень смешной инцидент произошел на границе. Вообще мы как-то очень волновались перед пересечением, так как в первый раз :) (я до этого ездила через границы только на автобусе.) Про то, что надо купить страховку, мы знали заранее. Купили в каком-то вагончике еще до российской границы, приготовили все документы, едем через пост. На посту стоит полицейский и смотрит на нас. Мы на него. Но нигде нет ни знака стоп, ни там светофора, вообще ничего похожего на место, где надо остановить машину для проверки документов. Мы едем, мент смотрит на нас, мы на него. Чиффа медленно замедляется, и в итоге мы останавливаемся рядом с удивленным ментом. Дальше шедевральный диалог: мент наклоняется к моему открытому окну, всем своим видом излучая удивление, а Чиффа его спрашивает: "Простите, а куда тут ехать?" (подразумевалось - чтобы поставить машину и пройти на проверку документов). Полицейский, начиная улыбаться во весь рот: "А я откуда знаю, куда вам надо? Ну вот езжайте прямо!", - и царским жестом указывает нам на дорогу. Тут до нас только дошло, что никаких проверок нет, мы на всякий случай еще спросили его, не надо ли ему что-нибудь из документов показать, и поехали дальше. Очень смеялись, конечно.
Жаль, я не фотографировала эти первые моменты в Белоруссии - приветливые надписи, ухоженные поля, солнце, зелень, смешные фигурки из тюков соломы на полях рядом с дорогой. Конечно, все это мы видели и потом, но тогда это было как-то особенно по-доброму, после хмурой Москвы. Да и меня наконец отпустило и я уже была в состоянии рассматривать окружающую реальность.

Широко распространено мнение, что в Белоруссии время остановилось в Советском Союзе. Отчасти это, конечно, не так: даже в Витебске установлены новомодные пешеходные светофоры с новым типом ламп и отсчетом времени, но кое-где, безусловно, остался классический совок. Пример - наша, между прочим 4х-звездочная, гостиница "Витебск". По фотографиям и описанию все было миленько, но когда мы увидели ЭТО, то у нас, избалованных европейскими отелями, случился шок:

Чтобы пошла горячая вода, надо было спускать ее минут 10. Состояние санузла вы можете вообразить себе сами. Правда, полотенца были новые, пушистые. Холод был в номере невообразимый - отопление в Белоруссии еще не включили (а в Москве у нас уже затопили к тому моменту). Спать мы ложились в носках и под двумя одеялами.

И в целом город нам запомнился неуютным, серым и неприветливым, ну тут и мое самочувствие еще повлияло. Хотя, безусловно, город интересен.

(особое наслаждение читать надпись)

В Витебске особенно чувствуется какая-то великорусская тоска. Какая-то незавершенность и нелогичность, которая в сочетании со статусом крупного города дает странный эффект.
Вот, например:

Слева набережная реки Двины хоть в каком-то приличном виде, а справа - сплошная разруха и грязь.

Но одновременно есть и красота:

Соотношение русских и белорусских надписей навсегда осталось для меня загадкой. Тут вот по-русски например ("Комбинат хлебопродуктов", "Отдел ГТФ Неман"):

А тут уже явно нет (безусловно, дурной вкус фотографировать такого рода надписи, но я не смогла удержаться, простите):

Гулять по городу мы пошли со жгучим желанием где-нибудь поесть. Однако все, чем увенчались наши поиски - это небольшое кафе-пиццерия, самое замечательное в котором было то, что там не было ни одного вегетарианского блюда. Вообще. Только один суп, но и тот есть было невозможно, видимо из какого-то пакетика, растворимый.
Еще мы зашли в "Евросеть" купить местную симку, и пока Чиффа там разбирался и оформлял контракт, я смотрела и слушала, что происходит по сторонам - а там как раз пришла семья покупать папе телефон на день рождения, который должен был случиться на следующий день. И вот они долго выбирали... А потом выяснилось, что они хотят его в кредит, но на папе уже есть один кредит, поэтому второй оформить нельзя. Сотрудница "Евросети" крепко призадумалась... но предложила-таки сходу несколько хитрых обходных вариантов. Не знаю уж, чем это в итоге закончилось, но я прямо почувствовала себя олигархом.

Та самая наша гостиница "Витебск" 4*:

С другой стороны моста:

Посетили также улицу, на которой жил Шагал. В путеводителе она была так расписана, что мы ожидали увидеть нечто из ряда вон выходящее. Оказалось - на редкость унылая улица, с унылыми домами, лужами и тротуаром. На находящемся рядом здании жуткое панно во всю стену в узнаваемом стиле соцреализма. Даже фотографии этого постить не хочется.

Рядом с нашей гостиницей был универмаг:

Классический такой, советский. Мы туда зашли купить Чиффе тапки (лезть в гостиничную ванную без оных было и правда страшно). Нашли жутковатого вида черные резиновые страшилища по смешной цене, но самое смешное, что они были российского!! производства. Я вот не знаю даже, где у нас купить тапки российского производства, везде же один Китай. Но, видимо, за российским надо ехать в Беларусь. А универмаг прямо классический: все по отделам. Отделы расположены очень странно и хаотично: так, первое, что видит человек, зашедший в универмаг - огромный игрушечный лев и рядом телевизор. Рядом с отделом игрушек (совмещенным с отделом телевизоров) - отдел гитар. Возле него - молочный и кондитерский отделы. Следующий - канцелярия. Итп.

Отдельное эстетическое удовольствие получаешь в Белоруссии от тамошних аббревиатур. У нас, кажется, остались только какие-то реликты вроде Мосгортранса, Минфина и прочих госуслуг. А тут - вот, пожалуйста, на автобусе:

Да и многие названия тоже как из прошлого: видели троллейбус с рекламой предприятия "Красный пищевик". Название замечательно тем, что у нас сразу оба этих слова уже ушли в прошлое.

Гуляя вечером, набрели на музей военной техники под открытым небом:

Центральная площадь Витебска:

Завтрак в гостинице тоже был, можно сказать, с приветом из СССР. Но доконало нас то, что при выезде обнаружилось, что номер должна принять дежурная по этажу (вдруг мы что-то оттуда украли??). Но, справедливости ради, тетенька оказалась очень мила, пожалела нас, что мы замерзли. Однако свои пушистые полотенца пересчитала со всей строгостью.

Вид из окна гостиницы. Мне особенно нравится эта фотография, не знаю даже почему.

В другую сторону:

Вот вы когда это видели в последний раз?

Но город живет. Девушки носят сапожки, выбирают косметику в "Ив Роше", покупают сладости.

Но все-таки мы решили не оставаться больше в Витебске, а ехать дальше.